Великий Четверг в Русской православной церкви

Великий Четверг в Русской православной церкви

Великий Четверг в Русской православной церкви

На неделе перед Пасхой для всех православных христиан наступает Четверг Страстной седмицы (недели), или Великий Четверг, который называется еще и Великий Четверток, и Чистый четверг. В 2010 г. он наступает 1 апреля.

В день Страстного Четверга Церковь вспоминает сразу четыре события: Тайную Вечерю, на которой Иисус Христос установил таинство Евхаристии (Причащения), омовение Им ног ученикам, Его молитву в Гефсиманском саду и предательство Иуды.

Важнейшее евангельское событие – Тайная вечеря, на которой Христос установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии).

Как описывается в Библии, на Вечере Христос взял хлеб, благословил его и подал ученикам со словами "Это есть Тело Мое …", затем, взяв Чашу, благословил ее и сказал: "… это есть Кровь Моя …" и затем добавил: "Сие творите в Мое воспоминание".

Омыв ноги своим ученикам, Иисус показал тем самым пример братской любви и смирения. Молитва в Гефсиманском саду, предательство Иуды, взятие под стражу Иисуса Христа и суд у первосвященников и прокуратора Иудеи Понтия Пилата – все эти события взаимосвязаны друг с другом и составляют основное содержание богослужения Великого Четверга. С этого дня и до воскресенья во всех православных храмах церковные службы посвящены воспоминанию о земных страданиях Спасителя.

Великий Четверг, непосредственно примыкая к главным дням церковного года ‑ Великой Пятнице, Великой Субботе и Пасхе, приближается к ним и по своей значимости. Это, в первую очередь, связано с особым статусом Литургии Великого Четверга, которая вдвойне посвящена Тайной вечере.

По Церковному Уставу Последование святых страстей должно начинаться в 8 часов вечера в Великий Четверг. По своей литургической форме это есть утреня Великой Пятницы, или служба 12-ти Евангелий, как обычно называют это богослужение, во время которой читаются "12 Евангелий", то есть 12 частей из четырех Евангелий, где описываются земные страдания Иисуса Христа. По времени эти события относятся к ночи с четверга на пятницу и ко дню Великой Пятницы до вечера ее.

Богослужение в Чистый Четверг еще называется "страстями" или "великим стоянием", так как во время всенощной не разрешается сидеть. Во время чтения Евангелий, все стоят с зажженными свечами. В России существовал обычай, кое-где сохранившийся до сих пор, не гасить свечи, с которыми стояли во время 12-ти Евангелий, принести огонь домой и сохранить его в лампадах до Пасхи.

В Великий Четверг во всех православных храмах традиционно проходят литургии святителя Василия Великого. После Литургии, в том случае, если служит епископ, совершается чин умовения ног.

В Страстной Четверг во время Чина умовения ног архиерей, по образу Христа, умывшего ноги своим ученикам за Тайной Вечерей, умывает в храме ноги сидящим священнослужителям в знак глубокого смирения и отирает их особым полотенцем.

В новейшей истории впервые Чин умовения ног был совершен в 2009 г. Предстоятелем Русской Православной Церкви в Богоявленском кафедральном соборе Москвы после Божественной литургии Великого Четверга.

В настоящее время этот чин вошел в богослужебную практику некоторых Поместных Православных Церквей, он совершается в отдельных епархиях Русской Православной Церкви. Кроме того, данный чин совершается в Римско-католической Церкви, в Армянской Апостольской Церкви. В общих чертах чин сохранился также в некоторых протестантских деноминациях; в протестантских общинах ноги умывают мужчины – мужчинам и женщины – женщинам.

В Великий Четверг обычно все православные христиане причащаются. В России до 1917 г. большинство православных причащалось только в Великий Четверг – один раз в год; сейчас причащаются чаще, но причащение в Великий Четверг все же остается совершенно особенным. После богослужения все подходят к Распятию и сделав три земных поклона, целуют его и уходят из церкви.

В Великий Четверг в Православной Церкви издавна совершается еще и чин мироварения, во время которого лично Патриарх или те епископы, которых Патриарх благословил, варят и благословляют миро – особое благоуханное деревянное масло с красным вином, сваренное из различных смол и благовоний. В православной христианской церкви приготовление святого мира составляет предмет особой важности, так как миро используется при таинстве Миропомазания, которое происходит один раз в жизни православного христианина – после крещения (через помазанье верующим сообщается благодать Святого Духа).

В Великий Четверг также происходит заготовление Запасных Даров для причащения больных. Тело и Кровь Христовы, освященные на Литургии Великого Четверга, сохраняются в особом ковчежце (обычно выполненном в форме храма), который называется дарохранительницей. Дарохранительница стоит на престоле в алтаре и оттуда священники в течение всего года берут Тело и Кровь Христовы и, переложив в меньший ковчежец – дароносицу, причащают ими тех, кто по старости или по немощи не может придти в храм и причаститься в храме.

С Великого Четверга начинаются приготовления к Пасхе. Большое значение придавалось в этот день омовению. Воду брали рано утром, до восхода солнца. Набрав воды, женщины сначала обливались сами, затем обливались муж и взрослые дети. Маленьких детей мыли в избе подогретой водой. Считалось, что исполнившие этот обряд не будут болеть весь год. В некоторых местах умывались с серебра, положив в воду какой-нибудь серебряный предмет (монету, кольцо). Делалось это для того, чтобы жить богато.

Считалось, что если в Чистый Четверг вымоешь полы, весь год в избе будет чисто. Также украшали избу: расстилали чистые праздничные половики, развешивали красивые полотенца и занавески. Закончив с убранством избы, обязательно красили яйца и готовились к пасхальному столу – затворяли тесто (в куличное тесто кладут много яиц, взбитых в пену белков, много сливочного масла и сахара), начинали подготовку к изготовлению пасхи.

О Чистом Четверге сохранились суеверные представления, имевшие корни в языческой старине. В России множество обрядов Великого Четверга было связано с желанием очистить дом, огород, двор от грязи, накопившейся за зиму, от нечисти, затаившейся в углах, предупредить болезни и другие напасти. В самых разных местах принято было собирать можжевельник и окуривать им внутренние помещения, огород, вымя коровам и козам, бочки для огурцов и капусты. Иногда через дымящийся верес (можжевельник) прогоняли скотину и перешагивали сами, это считалось очень действенным средством против болезней и нечисти.

В Великий Четверг готовили "четверговую" соль. Обычную крупную соль обжигали в печи, или духовке, иногда с квасной гущей и в ночь на четверг вместе с хлебом ставили на стол. В Пасху ее подавали к столу. Часть соли хранили до посева, а также давали скоту перед выгоном на первый выпас. Этот влившийся в Великий пост обряд имеет глубокие древнеславянские корни и связан с сезонными крестьянскими работами. Крестьяне объясняли, что такая соль была очищена от скверны, т. е. от прикосновения руки Иуды-предателя, поэтому она обладала целебными свойствами и хранилась в течение года как лечебное средство для людей и для скота. По поверью, соль оберегала от несчастий, сглаза и нечистой силы.


Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.

Смотреть что такое "Великий Четверг в Русской православной церкви" в других словарях:

Книги

Другие книги по запросу «Великий Четверг в Русской православной церкви» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»